воскресенье, 27 мая 2007 г.

О памяти

У меня не очень хорошая память. Точнее она очень избирательная. Весь поток информации, которых проходит через меня, расходится в двух направлениях: в "никуда" и в "навеки". Сложно сказать, что и как расставляет приоритеты, но почему-то те люди, события, цифры, слова, поступки, которые не имеют для меня важности и значимости в дальнейшем, исчезают из моей памяти, как бы мне ни хотелось их сохранить. В свою очередь все важное сохраняется. Вот только критерии важности... они какие-то странные, они не поддаются обычной логике, но все равно их верность подтверждается временем.

До определенного времени боязнь потерять что-то или кого-то была одной из доминирующих. Если вообще не единственной. Мне снились кошмары о том, что я теряю дорогих мне людей, я прыгал выше собственной головы, чтобы заглянуть в будущее и в этом коротком прыжке успеть разобрать, по каким путям мне лучше не идти... какие дороги ведут к разлуке и одиночеству.

Страхи, страхи, страхи... Одно событие в моей жизни помогло мне побороть страх как явление, но о нем как-нибудь позже.

Сейчас все по-другому. Не буду спорить, во мне периодически просыпаются "стрЁмы", "волнения", "опасения" - но без этих защитных реакций было бы тяжело. А страха как-то нет. И терять я больше не боюсь... Минуты, часы, годы, встречи, разлуки, хорошее, плохое, бывшие приятели, настоящие неприятели, счастье и его заменители... Так просто, легко и свободно я вычеркиваю это из летописи своей жизни, вырываю порой не просто клочки, а целые страницы и главы. Понимаю, что в 20 лет делать так, наверное, проще, чем в 40 или 60. Но ведь это моя книга жизни, это как коллективный блог, в который пишу я, пишут многие другие люди, но администраторские права все же у одного человека. У меня. И никто не может их отнять и понизить меня в правах, кроме меня же самого.

У меня не очень хорошая память. Точнее она не очень емкая. Каждый поступивший байт информации (уж простите мои компьютерные ассоциации) должен доказать свое право на хранение, либо быть уничтоженным. И вот что интересно: зло-байты (негативный опыт) сохраняются практически всегда. Добро-байты как таковые не сохраняются, они оставляют какие-то битовые флажки, след иными словами, зато именно добро-байты расширяют объем памяти, увеличивают её емкость. Остальные байты либо сохраняются, либо нет.

Конечно, не правильно употреблять термины "добра" и "зла", они ох как неточны. Но, полагаю, общий смысл понятен.

У меня не очень хорошая память. Но у меня есть компьютеры. Они берут на себя функции хранения. Например, понравившихся цитат из книг. Например, таких:

"В дзэне имеет место умственный поиск высшей истины, которую не может дать интеллект: субъект вынужден погрузиться глубже, минуя волны эмоций периодического сознания. Такое погружение сопряжено с трудностями, потому что он не знает, как и где погружаться. Он в полном замешательстве относительно того, что делать, пока он неожиданно не натыкается на то, что открывает новую перспективу. Такой умственный тупик, сопровождаемый упорным, неутомимым и искренним поиском, является самым необходимым фактором, обусловливающим постижение дзэна."

"Подобно тому, как капля воды, ударяясь о камень, разлетается на мелкие брызги, ум того, кто видит качественные различия, распыляется, устремляясь за каждым из них. «Я» того, кто знает о Гаутама, остается неизмеримым, подобно чистой воде, налитой в чистую воду.Чистая вода, налитая в чистую воду», означает, что все качества сливаются в единое целое, логическая нить, безнадежно запутанная в клубок, обрывается, и все подобия и различия приходят к абсолютному единству познающего (джнянин) и познаваемого (джнея)."

"...теперь, когда он достиг просветления, он мог сказать Упаке, нагому аскету, которого он встретил по дороге в Бенарес: Я всесилен и всезнающ.
Лишенный всякого порока,
Отрекшийся от всего, покончивший с желаниями,
Сам познавший все, кого же теперь я смогу назвать своим учителем?
Тому, что я знаю, меня никто не учил.
Ни на земле, ни на небе, мой друг, нет равного мне,
Я поистине достиг освобождения.
Я непревзойденный мировой учитель,
Единственный, кто достиг совершенного просветления.
Я пребываю в вечном мире."

"...просветление, или устранение неведения — тот идеал, к которому стремится буддист, — не умственный процесс, а преображение или перестройка всего нашего существа за счет приведения в действие той основной силы, которая пребывает в каждом из нас. "

"Таким образом, мы можем видеть, что предпосылкой, ведущей к постижению дзэна, является не обожание, повиновение, страх, любовь, вера, терпение или что-либо другое, что свойственно доброй христианской душе, но поиск чего-то такого, что приносит умственный мир и гармонию за счет преодоления противоречий и превращения запутанного клубка в одну непрерывную нить. Каждый ученик дзэна постоянно занят таким усердным поиском умственного мира и целостности. Ему обычно удается составить некое умственное представление о себе самом и о мире, но оно никогда не удовлетворяет его полностью, и он чувствует побуждение к дальнейшему углублению в поисках твердой почвы высшей реальности."

«Принеси сюда свою душу, и я ее умиротворю»

«Не думай ни о добре, ни о зле, но попытайся сейчас узреть свой лик первозданный»

«Когда говорят, что оно представляет собой нечто, то это совсем далеко от истины»

Комментариев нет: